/ Полезные статьи / Кадастровый учет: зачем нужен и как сделать

Кадастровый учет: зачем нужен и как сделать

Каждый объект недвижимости уникален по своим характеристикам. Любая недвижимость, будь то загородный дом, склад или земельный участок, должна быть описана и включена в государственный реестр. Для этого существует кадастровый учет.

С 01.01.2017 года все сведения о недвижимом имуществе на территории России учтены в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), который в свою очередь объединил ранее существовавшие отдельно друг от друга Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Зачем нужен кадастровый учет

Кадастровый учет недвижимости необходим для определения физических характеристик объекта, его идентификации и для оформления права собственности. В соответствии с Законом о регистрации № 218-ФЗ запрещено регистрировать какое-либо право на недвижимое имущество, если оно не стоит на кадастровом учете. И это логично - если нет описания объекта, как единственного уникального, то и нет предмета для регистрации права на него. Кроме того, кадастровый учет необходим для определения размера налога на недвижимость и земельного налога.

Проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете, с помощью онлайн-сервиса "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online" на сайте Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

  • адрес объекта недвижимости;
  • условный номер (присваивается при государственной регистрации прав на недвижимое имущество);
  • номер права (указан в свидетельстве о государственной регистрации права и выписке из ЕГРН).

Когда необходимо проводить кадастровый учет

Чтобы зарегистрировать право собственности. Это касается ранее учтенных объектов, право на которые были зарегистрированы до 1998 года, и вновь созданных объектов, например, построен новый частный дом или образовался новый участок в результате деления.

Чтобы снять с учета. Если право на объект было зарегистрировано, а сам объект прекратил свое существование (разрушение, пожар, деление большого участка на несколько).

Чтобы внести изменения в сведения об объекте. Любые изменения в характеристиках недвижимости должны быть отражены в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Внесение изменений необходимо после каких-либо структурных изменений на участке, в доме или квартире. Перепланировка, пристройка еще одного этажа к дачному коттеджу, изменения границ участка — все это требует внесения изменений.

Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость, без кадастрового учета.

Какие документы нужны для кадастрового учета

Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости подлежит кадастровому учету — земельный участок, помещение или здание.

В любом случае нужны копии документов, подтверждающие право собственности.

Для помещений и зданий подготавливается технический план, который может быть только в электронном виде (оптический диск).

Для земельных участков - межевое дело, тоже в электронном виде.

Для снятия объекта с кадастрового учета необходим специальный документ "Акт обследования для исключения сведений из ЕГРН".

Собственник не имеет права самостоятельно подготовить межевое дело участка, технический план здания или помещения. Эту работу выполняет кадастровый инженер - аккредитованный в Росреестре специалист, имеющий квалифицированную электронную подпись, которой подписываются указанные электронные документы. Проверить аккредитацию можно на портале Росреестра в "Реестре кадастровых инженеров".

Стоимость услуг кадастровых инженеров

Цены на услуги кадастровых инженеров, осуществляющих разработку планов, актов обследования и постановку на учет, различаются в зависимости от типа недвижимости.

В среднем постановка на учет квартиры или комнаты стоит от 10 000 рублей, жилого дома и нежилого помещения — от 25 000 рублей, нежилого здания — от 50 000 рублей. Внесение изменений обойдется минимум в 10 000 рублей.

Сам государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы.

Как проходит кадастровый учет

Для кадастрового учета необходимо подать заявление и подготовленный пакет документов. Это можно сделать в МФЦ по месту нахождения недвижимости, через портал Росреестра при наличии электронной подписи, почтовым отправлением (все документы, включая заявление, должны быть нотариально заверены)

Если в поданных документах нет никаких ошибок или расхождений и все они оформлены правильно, описание объекта вносится в кадастр.

Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории — 15 рабочих дней.

Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость — в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления.

Если вы подаете документы в центре "Мои документы", сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

Почему могут приостановить или отказать в проведении кадастрового учета

Если же обнаружатся какие-либо неточности, срок может значительно увеличиться. Кадастровая палата может отказать в постановке на учет или приостановить учет - например, если земля не подлежит кадастровому учету (к таким относятся земли заповедников, земли, зарезервированные для государственных нужд, земли стратегического назначения и прочие), если собственник предоставил неполный комплект документов, если лицо, подавшее заявление, имеет спорные права на эту недвижимость.

Желательно перед проведением кадастровых работ заказать Выписку из ЕГРН, чтобы убедиться в отсутствии ограничений и обременений.

Какими документами подтверждается кадастровый учет

По итогам постановки недвижимости на кадастровый учет выдается Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она предоставляется в виде подписанного квалифицированной электронной подписью документа, который отправляется на e-mail, либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в МФЦ. Также можно заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная).

Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на кадастровый учет.

Важно! Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи выписки. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о характеристиках объекта недвижимости может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

Вы можете проконсультироваться по кадастровому учету по телефону +7 (903) 172-32-30 или задать вопрос по постановке на кадастровый учет недвижимого имущества в форме.

Использованы материалы https://www.mos.ru/otvet-dokumenti/kak-postavit-nedvizhimost-na-kadastrovyy-uchet/